Светлое будущее «металла монархов» / платина

CycJIuk

Бизнесмены
Регистрация
5 Янв 2015
Сообщения
3,017
  • Роль платины в последние годы существенно возросла: на мировых рынках – резкий подъем спроса, влияние в промышленном производстве и ювелирной промышленности также растет. Отрадно, что в этой ситуации Россия не только продолжает входить в число ведущих производителей платины, но также имеет отличные шансы стать лидером в этой области.

    Редкий, чистый, тяжелый, дорогой
    Платина – металл уникальный. Во-первых, редкий. В мире ежегодно извлекается всего 180 тонн платины, в то время как золота добывается около 3-4 тыс. тонн. Во-вторых, чистый. В отличие от других драгоценных металлов у платины такие характеристики, которые позволяют делать сплавы с ее высоким содержанием. В настоящее время используется сплав 950 пробы (950 частей платины и 50 частей других металлов). В-третьих, тяжелый. Удельный вес платины – 21.45 г/см3. Для сравнения, удельный вес золота – 19.3 г/см3. В-четвертых, огнеупорный. Точка плавления платины находится около 1772°С. За исключением некоторых платиноидов, это самая высокая температура плавления металла (золото плавится при температуре 1063°С).

    Платина чрезвычайно устойчива к воздействиям внешней среды, не окисляется при высоких температурах, не деформируется при нагреве благодаря своей низкой теплопроводности. Кроме того, этот пластичный, естественно белый и блестящий металл не является аллергеном. Можно дальше и не объяснять, почему платина так дорого стоит, почему ее называют «металлом монархов».

    В лидерах – Африка и Россия
    На мировом рынке платины всего два основных производителя – ЮАР и Россия. Южно-Африканская Республика – безусловный лидер. В 2000 г. общий объем поставок платины на мировой рынок составил 5.29 млн. тройских унций, из которых на долю ЮАР пришлось 3.8 млн. унций, России - 1.1 млн., а на остальных поставщиков – всего 0.39 млн. унций. Ведущими компаниями на протяжении многих лет остаются южноафриканские Anglo Platinum, Impala Platinum и Lonmin. Практически все они были на подъеме в 2001-2002 гг. Так, Anglo Platinum в 2001 г. увеличила производство на 13%. В 2002 г. компания начала реализацию трех новых проектов, что позволило увеличить добычу платины до 3.5 млн. унций. Impala Platinum в 2001 г. удерживала производство на уровне 1 млн. унций в год, а недавно приобрела акции в ряде компаний ЮАР и Зимбабве. В планах Impala Platinum повысить производительность к 2006 г. до 2 млн. унций. Lonmin Plc – третий по величине в мире производитель металлов платиновой группы (МПГ). В 2002 году компания добыла 1.5 млн. тройских унций металлов платинoвой группы, рассчитывая и дальше увеличить темпы производства.

    Аналитики предсказывали убедительное лидерство компаний из ЮАР и в будущем, тем более что основания для этого были: поставки платины из Южно-Африканской Республики на мировой рынок в 1999-2001 гг. росли, а из России – падали. Эксперты Johnson Mattehey даже утверждали, что доля ЮАР на рынке платины увеличится к 2006 г. до 81%. Однако 2002-2003 гг. для южноафриканских производителей платины оказались не слишком успешными. В условиях общего спада мировой экономики значительно сократились и объемы производства на рудниках Anglo Platinum и Impala Platinum. Кроме того, поставки платины из ЮАР с началом 2003 г. еще снизились после пожара на обогатительном комбинате компании Lonmin.

    Лидера можно догнать
    Россия до 2001 г. оставалась на втором месте по производству платины и имела немного шансов догнать лидера. С 2002 г. ситуация начала меняться. На фоне южно-aфриканского спада российские поставки платины на мировой рынок возросли на 18% и составили 1.3 млн. унций (40.4 тонны) – это около 22% объемов рынка. События двух последних лет позволяют предположить дальнейшее усиление роли России на рынке производства платины.

    Крупнейшая российская компания «Норильский никель» получила в этом году от правительства пятилетние квоты на экспорт платины, чего добивалась долгое время. До этого в условиях законодательного вакуума российские производители находились в заведомо проигрышном положении: ведь южноафриканские платиноиды продаются без каких-либо квот и лицензий, что делало их товар более конкурентоспособным. Получение пятилетних квот позволило компании перейти на долгосрочные контракты с покупателями и дало возможность регулировать поставки и цены и проводить гибкую экспортную политику с учетом мировой конъюнктуры. «Норильский никель» в нынешнем году приобрел основного поставщика платины и палладия автопроизводителям США – компанию Stillwater Mining. Контрольный пакет (51% акций) обошелся российской компании в $341 млн., еще 5% акций были выкуплены за $32 млн. О значимости покупки говорят следующие факты: Stillwater Mining – единственный производитель палладия и платины в США и крупнейший производитель металлов платиновой группы за пределами Южной Африки и России. Разведанные и подтвержденные запасы Stillwater Mining составляют 25 млн. унций металлов платиновой группы. А в августе 2003 г. заговорили о дальнейшей экспансии «Норникеля». Широко муссировались слухи о покупке российской компанией южноафриканской Lonmin. Основные активы Lonmin находятся в ЮАР и Гане. Акционеры компании – крупные инвестиционные фонды и банки: Prudential (8%), Newton Management (около 6%), Merrill Lynch (около 6%) и другие. Как показали дальнейшие события, известия о покупке оказались лишь слухами, однако возможная все-таки покупка Lonmin Plc – следующий шаг «Норильского никеля», пусть и весьма отдаленный. Бизнес Lonmin явно представляет интерес для российской компании. «Норникель», контролирующий сегодня 24% мирового рынка платины и имеющий капитализацию в $8.5 млрд., теоретически может поглотить южноафриканского производителя этого металла. Радует и взвешенная политика всех участников российского платинового рынка. С конца 2002 г. руководителями Центробанка, Минфина, Гохрана, «Алмазювелирэкспорта» и «Норникеля» обсуждаются меры по либерализации рынка платины и других металлов платиновой группы. На одном из совещаний было принято решение о создании совместной зарубежной торговой компании, 51% акций которой будет у производителя, а 49% – у государства.

    Планируется, что компания будет иметь представительства в основных регионах потребления металлов платиновой группы, что позволит проводить единую сбытовую и маркетинговую политику. Это даст возможность сформировать клиентскую базу преимущественно из конечных потребителей, а также заключать долгосрочные договоры для обеспечения гарантированного сбыта. Капитализация нового российского экспортера без труда достигнет нескольких миллиардов долларов, и «Норникель» продолжит скупку зарубежных конкурентов и, возможно, станет монополистом на платиновом рынке. Основное препятствие на пути российских производителей – закрытость данных о драгоценных металлах. На протяжении многих лет платиновое лобби бьется над снятием грифа «секретно» с данных о запасах, добыче и объемах продаж платины и других металлов платиновой группы. Вся эта информация, по сути, секретной не является – аналитики оперируют весьма точными данными относительно российской платины, но неопределенность и отсутствие официальных сведений слишком часто дестабилизируют мировой рынок и приводят к снижению цены на металл. Понятно, что в нестабильных условиях потребители пытаются искать замену платиноидам.

    Спрос превышает предложение
    Цены на платину сильно зависят от мировой конъюнктуры и многочисленных побочных факторов. Еще в начале 2001 г. производители были весьма рады цене $640 за унцию. После событий 11 сентября положение на рынке платиноидов серьезно ухудшилось. К октябрю цена платины составляла $426 за унцию. Кризисные явления, все явнее проглядывающие в экономике США, повлияли и на мировой рынок. Спрос на платину в самой крупной сфере потребления данного металла – ювелирной промышленности – значительно снизился. Лишь благодаря увеличению использования платины в автомобильной, нефтехимической, стекольной, стоматологической промышленностях потери от спада в ювелирной промышленности были не столь значительными. В 2002 г. наблюдался рекордный спрос на платину, который за год вырос на 5%, до 203.4 тонны. Весь год поставки платины на рынок не успевали за спросом и выросли лишь на 2%. Дефицит металла на рынке достиг 17.7 тонны. В ноябре 2002 г. мировые цены на платину преодолели отметку $600 за унцию, достигнув максимума за год.

    Нынешний год производители смогут назвать одним из самых удачных за последние десятилетия. В январе цены на платину достигли на Лондонской бирже рекордного уровня – $648 за унцию. После небольшого весеннего снижения, вызванного спадом спроса со стороны Китая, в августе цены на металл достигли нового максимума за последние 23 года – $705.5. Судя по прогнозам специалистов, цена будет либо подниматься дальше, либо останется на столь высоком уровне надолго. Тем более что из-за снижения темпов роста производства в Южной Африке спрос на платину превышает предложение в течение пяти из последних шести лет.

    Главная причина значительного роста цены – повышение спроса на платину в автомобильной промышленности. Автопроизводители постоянно повышают экологические требования к работе двигателей, увеличивая тем самым потребности в этом металле. Не стоит сбрасывать со счетов и ювелирную промышленность, которая потребляет не менее половины добываемого «металла монархов».

    Огромную роль в этом играет активная маркетинговая политика Международной платиновой гильдии, финансируемой южноафриканскими производителями платины. Гильдия активно продвигает ювелирные изделия из платины по всему миру. Появляются все новые и новые отделения Гильдии и новые рынки сбыта. Япония, Китай, Индия, Италия, Германия, США стали основными потребителями ювелирных изделий из платины. Наибольший скачок в спросе на этот металл наблюдается в Китае. Не было счастья, да...

    Сообщения о снижении поставок металла из России также повлияли на спрос. Западные специалисты уверены, что Россия распродала свои запасы белого металла. Многие аналитики подозревают, что в спекулятивную игру на повышение цены платины в последнее время включились мощные западные финансовые институты. Сыграли свою роль и новые технологии: платину используют в каталитических процессах двигателя нового поколения (на основе выделения тепла из химической реакции водорода с кислородом). General Motors уже выпустила прототип подобной машины будущего, работающей на топливном элементе. Платину используют и в обычном двигателе внутреннего сгорания (соединения из нее в каталитических процессах помогают снизить содержание вредных примесей в выхлопных газах), но в двигателях на топливном элементе таких соединений необходимо во много раз больше. Естественно, потребность в платине возрастет. Отключения электричества в США и Канаде, по прогнозам экспертов, еще больше повысят интерес к новым энергодобывающим технологиям. Президент США Дж. Буш после «обесточивания» целых штатов высказал недовольство чрезмерной зависимостью страны от импортного топлива и предложил потратить на разработки водородного двигателя $1.2 млрд. из федерального бюджета. Цена на платину сразу же подскочила на $50. Так что уже не выглядят сенсационными прогнозы аналитиков, которые говорят о возвращении цены на платину до уровня 80-х годов, когда она составляла более $1000 за унцию.
 
Сверху