Существует ли возраст, после которого невозможно стать успешным?

Mila Davidovna

Виртуозы
Регистрация
23 Дек 2014
Сообщения
3,443
В 1763 году были изданы ноты первых сонат Вольфганга Амадея Моцарта. Композитору на тот момент было семь лет. В 1981 году я пошел в школу и получил свою первую тройку по русскому языку — мне тогда тоже было семь.
14-летняя актриса Джоди Фостер была номинирована на «Оскар» за роль в классическом фильме «Таксист» — я же в ее возрасте перешел в математическую школу и немедленно получил свой первый кол. Когда Михаилу Лермонтову было 26 лет, он дописал «Героя нашего времени» — а когда мне было 26, я остался без работы и перебивался случайными заработками на каких-то выборах.
Сейчас мне 36 и похвастать по-прежнему нечем. Видимо, я — лузер, который потратил лучшие годы жизни зря? Никто не скажет, что я не пытался.

Первый рассказ я написал в 1989 году, в возрасте 15 лет. После недели размышлений пришел к очевидному выводу, что я — гений, и отправил рассказ в очень популярный журнал «Юность». Ответ пришел на бланке, за подписью главного редактора: мне еще «многое нужно понять и прочесть, чтобы обрести свое перо». «Вам же хуже», — подумал я и продолжил писать. Через пять лет на заседании в ЛИТО (литературное объединение — там собирались такие же, как я, дарования, чтобы похвалить друг друга) мне рассказали о существовании малотиражной газеты «Львиный мостик», печатавшей прозу молодых. Я отнес туда рассказы, но в литературную рубрику стояла очередь, а пока мне предложили сходить на концерт и написать репортаж — так я стал журналистом. А через месяц газета закрылась.

В общем только в 2005 году нашелся добрый богатый человек Николай, который решил оплатить выпуск моей первой книжки. В 2008-м появилась вторая книжка, в нескольких уважаемых СМИ напечатали благожелательные рецензии. Общий тираж двух изданий — 2500 экземпляров. Дело движется, но медленно. Свое лучшее произведение я еще точно не написал. А мне уже 36 лет. И что, теперь мне остается только сидеть на попе ровно и стараться не упустить те мелочи, которые у меня есть? Совсем скоро я начну тупеть, потеряю интерес к жизни, привыкну ходить по поликлиникам. Понятие «молодой, начинающий писатель» есть, а категории «престарелый начинающий писатель» еще не изобрели.

Галенсон профессор экономики утверждает, что на своем пути к успеху люди разбиваются на две неравные группы. Первые — те, которые идут путем «реализации концепций». Хорошо нам знакомые юные гении с нестандартным мышлением, вроде The Beatles или основателя Facebook Марка Цукерберга. Одаренные вундеркинды приходят в этот мир с готовым знанием, как его изменить. Возможно, не они даже определяют свой путь, они просто следуют ему. И надо еще разобраться, что это — Божий дар, сумасшествие или гениальное стечение обстоятельств.

Меня же интересует вторая группа — «экспериментаторы». Те, кто медленно и упорно идет к успеху, постоянно совершенствуясь. Их в общем больше, чем юных гениев. Они ищут свой стиль или свое место.

Делают ошибки, получают опыт. Карабкаются вверх по лестнице. Однажды набирают критическую массу мастерства или просто мир оказывается готов к их идеям — и звезда загорается. Возможно, эти люди и не меняют лицо цивилизации, но свой след на нем они оставят точно.

Дэвид Галенсон приводит два ярких примера из обеих групп. Кого мы считаем самым революционным художником XX века? Статистика упоминаний в искусствоведческой литературе и денежная оценка наследия не оставляет сомнений — это Пабло Пикассо. Он вошел в историю искусства еще в призывном возрасте; по подсчетам Галенсона, самые дорогие свои картины Пикассо создал между 26 и 30 годами. Художник говорит о себе так, будто уже читал книгу Галенсона: «Я никогда не экспериментировал. Когда мне было что сказать, всегда находился способ, как это сделать... Я не искал, а находил».

А есть прямо противоположный ему Поль Сезанн. Начал рисовать в 15 лет. Был перфекционистом — для создания портрета мог потребовать до 80 сеансов позирования, а потом все равно уничтожить «неудавшуюся» картину. Говорил: «В искусстве я ищу свой путь». Шумный успех пришел, когда Сезанну был 61 год — то есть через 46 лет после начала работы.
Галенсон сообщает, что его классификация талантов применима в любой сфере человеческой деятельности, не только в искусстве. Вот Дмитрий Зимин. Родился в 1933-м, в советские годы был классическим «физиком» (радиолокаторы, байдарки, гитары). А потом времена изменились, в 1992 году 59-летний Зимин основал первую в России сеть сотовой связи («Билайн») и сейчас входит в число богатейших людей страны.

К чему я все это? Скажу так — если тебе 17 лет и тебя прет, возможно, ты скоро добьешься успеха. Твои идеи — вот что имеет значение! Ломай каноны, нарушай правила, пытайся изменить мир. Но будь аккуратен, чтобы не сгореть на старте, как Джим Моррисон.

А лично меня больше вдохновляют «консерваторы». Я уже вышел из возраста, в котором хотят сделать революцию. Я выбираю своей ролевой моделью архитектора Райта и режиссера Хичкока (см. ниже). Есть, конечно, одна деталь. Чтобы однажды прийти к успеху, нужно не забыть начать этот крестовый поход — как, чтобы выиграть в лотерею, нужно заблаговременно купить билет. Если тебе уже за 30, а ты так и не решил, в какой области прославиться, — возможно, тебе это просто не нужно.

Что касается меня, то мне всего (!) 36 лет и я продолжаю работать. Две мои книжки лежат в издательствах и, надеюсь, скоро появятся на прилавках книжных магазинов. Еще одну я только что закончил и как раз сейчас веду переговоры. И еще одна у меня в работе. И не говори потом, что я тебя не предупреждал.
 
Сверху