Директор по маркетингу сервисов «Яндекса» Андрей Себрант рассказывает о своих отношениях с дорогами и дальними краями и о том, почему путешествия так важны для тех, кто работает в рекламе.

Дорога, на мой взгляд, для любого человека вещь важная, можно сказать, почти обязательная для счастья. Нет, я знаю и счастливых домоседов, но не случалось встречать людей, которые, попробовав путешествия, не ощутили от них радости. У каждого это случается по-своему, я расскажу о своих отношениях с дорогами и дальними краями.

Дорога освежает

Голова забивается информационным шумом, взгляд привыкает к толпам в метро и машинам в пробках, мы перемещаемся на автомате, нам становится неинтересно смотреть вокруг. Мы все-таки в основном жители городов и часто — мегаполисов; уж такая работа. Сидим на одной и той же сенсорной диете и перестаем это осознавать. Придумывать что-то новое и классное получается все хуже, мы тупим в монитор и ничего хорошего в голову не приходит.

Дорога — это новизна. Для мозга (уж так он устроен) переключение на резко другие и новые занятия куда полезней, чем просто отключение. Читать хорошую книжку, лежа на диване, не сильно отличается от чтения почты, сидя в рабочем кресле. А вот читать карту на горной тропе — совсем другое дело. Я часто выбираю для поездок новые места, а в старых — новые маршруты: приятно и полезно видеть, слышать, обонять и даже осязать новое. Свежий ветер на пользу не только коже и волосам — мозг он тоже отлично освежает и проясняет взгляд. А уж как прекрасно, когда еще освежаются и чувства!

В путешествии часто удивляешься

Задача маркетолога — удивлять и радовать людей результатом своей работы: хорошим продуктом, хорошей рекламой. Но трудно удивлять других, если сам уже не в состоянии удивиться. Дальние и новые края эту способность восстанавливают: все время случается что-то неожиданное. Голоса незнакомых птиц, непривычный рельеф, неожиданный аромат, непонятный климат — это те прекрасные раздражители, которых мы лишены дома.

На тропе я никогда не хожу в наушниках: музыку можно послушать дома и в самолете, здесь же акустический фон — это часть того другого мира, в который я удрал из города. Шум ветра в траве и разных кронах: разные леса по-разному звучат. Когда набираешь высоту в горах, меняется звук, вот уже воздух разреженней, и ветер только в траве посвистывает, а потом кончается и трава — и начинается каменная тишина, которой ниже не бывает практически никогда. Запахов тоже становится меньше. Зато для зрения — пиршество: горизонт откатывается на десятки километров, облака можно разглядывать хоть в профиль, хоть сверху — дальние гряды все словно через разные светофильтры подсвечены, воздух обретает цвета.

Когда ты начинаешь это замечать, как раз и включается восстанавливающий эффект путешествия.

Понимаешь, насколько люди разные

Мы работаем с людьми и для людей — профессия такая. Но, вращаясь в кругу своих коллег и знакомых, мы невольно начинаем считать, что они-то и есть та аудитория, к которой мы обращаемся. Конечно, маркетинговые исследования, фокус-группы нас немного знакомят с другими людьми, но степень нашего погружения в их жизнь минимальна.

В путешествии ты оказываешься посреди другой жизни, обычаев, одежд. Ритм, улыбки, интонации — все немного (или совсем) не так, как дома. И это важнейшее обстоятельство «люди такие разные!» ты уже не просто воспринимаешь головой, ты чувствуешь. Если это ощущение остается внутри надолго, то после возвращения оно очень помогает в работе.

Становишься добрее

Дорога объединяет попутчиков, а к встречным относишься с такой доброжелательностью, которая почему-то редко встречается дома в вагоне метро или вечерней пробке. Люди вокруг улыбаются чаще — и ты начинаешь улыбаться в ответ. Тебе помогают незнакомые люди, и ты начинаешь помогать другим. Это, конечно, полезно и приятно всем, но маркетологи не исключение.

Осознаешь, как красив мир

То, что мы, маркетологи, делаем (реклама, упаковка, мероприятия и пр.), должно быть красиво. Добавлю цинично: иначе оно просто не работает. А красоту надо переживать, а не только любоваться ей в чужих инстаграммках. Поэтому нам важно увидеть и почувствовать как можно больше красивых пейзажей, архитектуры, закатов, ледников, гор, нарядов, цветов… Можно долго перечислять, и все равно список останется неполным. Хорошие путешествия полны красотой, в таких дозах ее больше негде взять.

В путешествии мне интересны места не слишком населенные и природа, в которой чувствуешь силу. Правильные места этой силой делятся, если уважительно попросить — ну или просто дать понять, что силы нужны.

Людям прагматичным, видимо, надо что-то еще предъявить, кроме счастья, легкости и прочих, кажущихся бесполезными с практической точки зрения, ощущений. Рациональные аргументы тоже можно найти. Ясная голова, скорость мыслей и расшалившаяся на свободе фантазия еще никому не мешали, а маркетологам — в особенности. У меня, например, после путешествий все становится лучше с многозадачностью — переключения с одной работы на другую совсем не требуют усилий, даже если они частые.

Нам, маркетологам, важно видеть горизонты нашей работы. В путешествиях красивые горизонты становятся частью ежедневной жизни, мы отвыкли от этого в городах. Привыкая смотреть на горизонт в пути, можно начать его видеть и в совсем других местах. Попробуйте — точно не пожалеете.