Бизнес из воздуха, точнее — из гелия

Mila Davidovna

Виртуозы
Регистрация
23 Дек 2014
Сообщения
3,443
Оформление мероприятий воздушными шарами — бизнес, только с виду напоминающий детскую забаву. На самом деле это серьезный рынок, где существует сильная конкуренция — благо, что зайти на него может практически каждый. Однако вырасти до значимых величин суждено немногим: большинство так и остается небольшими конторами, изготавливающими нехитрые украшения в своих квартирах. Однако, как утверждает Павел Обухов, полгода назад создавший компанию «Арома-Нск» (бренд «На шарах»), за один–два года такому бизнесу при желании владельцев легко выйти на уровень выручки в несколько миллионов рублей ежемесячно. «Хотелось бы, чтобы бренд «На шарах» ассоциировался с творчеством, радостью и ответственностью», — говорит он.

Студенческая забава

Создателем первого воздушного шара считается известный ученый Майкл Фарадей, который изобрел синтетическую емкость для хранения водорода — она была нужна ему для проведения экспериментов. Однако принцип воздушного шара впервые открыли, как оказывается, на севере нынешней России — около тысячи лет назад на территории современной Карелии аборигены надували газом тела и отдельные органы животных. До середины ХХ века в летающих шарах использовался водород, но однажды в США шутник взорвал несколько шаров, использованных в оформлении городского праздника. После чего, хоть и не сразу, но отрасль шаров для украшений перешла на совершенно безопасный гелий.

В России 2000-х годов сферу оформления шарами праздников быстро освоили небольшие компании. Бизнес буквально делается из воздуха, точнее, из гелия — с минимальными затратами при сложном оформлении мероприятий. Например, 40-литровый баллон с гелием стоит всего две–три тысячи рублей, а шарики — от трех до семи рублей. Правда, по мере усложнения конструкций растет и «интеллектуальная» составляющая себестоимости продукции — то есть, труд специалистов. Кстати, профессия людей, которые скручивают из шаров витиеватые фигуры, называется «аэродизайнер».

Но до сложных конструкций дело обычно доходит редко. Соответственно, большинство специализирующихся на шарах компаний — это в реальности один–два человека, которые ищут себе редких клиентов через социальные сети. В полуторамиллионном Новосибирске действует всего около пяти компаний, которые могут похвастаться действительно значительными для отрасли оборотами — несколько миллионов рублей в месяц. Остальной «рынок» — что-то вроде молодежной забавы или подработки.

С такой подработки и начал свой путь в конце 2012 года Павел Обухов. Вместе с друзьями-студентами он научился скручивать из шариков «ромашки» и продавал их прохожим на главной улице Новосибирска — Красном проспекте. Средний заработок за три часа работы — около 500 рублей. «Почти так же, как у промоутера, но только тебя никто не контролирует. Это продолжалось недолго — наступила зима. Да и меня такое занятие не особенно устраивало — хотелось чего-то большего», — говорит Обухов.

В поисках идей для своего дела были перебраны несколько вариантов, ближе всего к реализации подошел проект по продаже в автоматах напитков и снеков — так называемый «вендинг». Однако в итоге Павел и двое его друзей все равно остановились на шариках. «За пару дней силами друга сделали сайт, организовали группу «В Контакте», потратились на контекстную рекламу, еще до этого зарегистрировали ООО «Арома-Нск». Название выбрали наобум, это ведь важно только для документов, — перечисляет он. — В общем, потратили на все не более 15 тысяч рублей. Да и то — это были, по сути, необязательные траты. Можно было заработать на первых клиентах, привлеченных через социальные сети, и затем потратиться на дополнительное продвижение в Интернете».

После организации своего дела Павел быстро понял, что в вузе учиться больше не может, и ушел с пятого курса Сибирского университета путей сообщения. Говорит, устал заниматься имитацией деятельности — хотелось приносить экономике реальную пользу.

Шарик в разрезе

В первый месяц работы компания продала шариков и композиций из них на 30 тысяч рублей. Сейчас, чуть более чем через полгода работы, месячная выручка компании достигает 250 тысяч рублей. План на декабрь — около 500 тысяч рублей, спасибо новогодним праздникам. В развитии используются только оборотные средства.

Экономика обычного шарика, наполненного гелием, проста. В компании «На шарах» он продается за 24 рубля. Из них семь рублей — стоимость гелия, три–четыре рубля — стоимость самого шара. Еще несколько руб*лей — стоимость лент и дополнительных украшений. Плюс затраты на зарплату того, кто этот шарик надувает, и скидка на брак — до готового изделия доходят не все. Итого экономика проекта под названием «шар, наполненный гелием» уходит в отрицательные значения или в значение «около нуля».

Однако Павел, напомним, решил не топтаться на обычном для этого рынка уровне, а идти дальше. Поэтому в компании, прежде всего, работает дизайнер, который разрабатывает новые идеи для оформления шарами пространств. Идеи придумываются самостоятельно, а также ищутся на просторах европейского и американского Интернета. «В этой сфере очень неразвито предложение. Все очень скучно и однообразно. Все умеют только оформлять свадьбы, а мы, например, уже научились делать из шаров десятки дизайнерских игрушек», — заявляет Павел.

Сейчас в компании пять штатных сотрудников — это люди, буквально выращенные здесь же. Понятно, что никто на «аэродизайнеров» в университетах и профучилищах не учит, а потому каждого специалиста приходится готовить несколько месяцев. Кроме того, в компании считают, что клиенты — это тоже часть команды. «Например, недавно парень позвонил в одиннадцать вечера и попросил для девушки поднять под потолок на шарах розы. О`кей, мы приехали и сделали. Но это ведь его идея, то есть, он тоже стал частью нашей организации, внес что-то в наше развитие», — говорит Обухов. Труд штатных сотрудников также сложно поддается нормированию. Рабочий день может длиться по 16 часов, а иногда приходится работать и ночью — например, для подготовки оформления события, которое начинается в семь утра следующего дня.

Средний чек в компании — четыре тысячи рублей. Максимальный, который пока случилось отработать, — около 70 тысяч. Лакомый кусок для подобного бизнеса, конечно, оформление крупных мероприятий, свадеб и корпоративов.

Калькулятор

Экономика компании в целом интереснее, чем экономика отельного шарика. Возьмем выручку за последний полный месяц — около 230 тыс. рублей. Из этой суммы 25–30 тыс. уходит на аренду помещения, 60–70 тыс. — на зарплату персонала, еще столько же — расходные материалы (шарики, гелий и прочее). Около 20 тыс. «съедают» транспортные расходы, когда компания занимается оформлением мероприятий непосредственно на месте событий.

Итого остается около 50 тыс. рублей. Эти деньги в основном инвестируются в развитие — в рекламу и освоение новых продуктов. Продвижение компании остается тем же, что и было в самом начале, — акции в социальных сетях (которые стоят компании ровно столько, какова себестоимость подарков победителям — все тех же изделий из шаров) и контекстная реклама. Около 20 процентов рекламного бюджета — продвижение в «ДубльГИС». Как говорит Обухов, половина клиентов приходит за счет контекстной рекламы, около 10% — из «ДубльГИС», а остальное — «сарафанное радио» и повторные заказы.

Планы

«Я не видел на рынке крутых эффективных моделей этого бизнеса. Приходится делать все с нуля», — замечает Павел, говоря о планах. Действительно, историй успеха «шарикового бизнеса» в Новосибирске нет — можно сказать, это побочный продукт деятельности крупных компаний, занимающихся организацией праздников. Несмотря на то, что бизнес с выручкой около 50 млн рублей в год (каким может быть оформление шариками) — это уровень вполне приличной небольшой компании.

Тем не менее, для себя Обухов решил, что пока компания будет развиваться в уже выбранной нише: «Пока мы хотим стать лучшими в конкретной сфере — оформление шарами. Я вижу, что рынок еще не сформирован, а сервис можно предложить куда лучше, чем есть у других компаний». Только после завоевания лидерства в своей нише студия «На шарах» постепенно будет выходить в соседние ниши, добавляя в оформление, например, цветы или ткани.

Реальная цель на ближайшие год–два — выйти на уровень выручки в «пару миллионов в месяц», — уверен основатель компании. Конкретнее планов пока нет: «Полгода назад я даже представить себе не мог, что буду заниматься шариками в таких объемах и что это вообще может быть серьезным бизнесом».
 
Сверху