Абу-ль-Аля аль-Маарри

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
Абу-ль-Аля Ахмед ибн Абдулла ибн Сулейман ат-Танухи (973, город Мааррет-эн-Нуман, Сирия — 1057 или 1058, там же) — арабский поэт, философ и филолог.

Родился в семье филолога. Уже на третьем году жизни потерял зрение, что, однако, не помешало ему приобрети огромный запас филологических знаний и написать более 30 сочинений различного содержания: стихотворения, трактаты по метрике, грамматике, лексикографии и пр. Образование получил в местных культурных центрах Сирии; начал свою деятельность в качестве учёного филолога и автора хвалебных од, подражая стилю ал-Мутанабби, которого считал своим учителем. Эти оды составляют значительную часть первого сборника Маарри названного «Сакт-аз-Занд» («Искры огнива», «Sakt al-Zand», издан в Булаке 1286 хиджры; Каире 1304 хиджры; Бейрут, 1884). Это был «обязательный» для начинающего в то время поэта «высокий» жанр; но карьера придворного поэта не отвечала личности Абу-ль Аля, впоследствии утверждавшего, что «никогда не хвалил людей с корыстной целью».

С 1010 Абу-ль Аля повёл замкнутую жизнь, «затворившись в трёх тюрьмах: тела, слепоты и одиночества». Окружённый толпами учеников, всеобщим уважением, он жил очень скромно, на доходы от уроков. Излишки передавал нуждающимся.

Абу-ль Аля подвергался нападкам за вольнодумство, но жизнь в захолустной Мааре и необычайная слава охраняли его от серьёзных гонений. Из наиболее видных философско — литературных произведений Абу-ль Аля необходимо отметить большое собрание стихов «Люзумма лям альзам» («Необходимость того, что не было необходимым», «Luzûm mâ lâ jalzam», издан Бомбей, 1313 хиджры, Каир, 1309) и «Рисалят-аль-Гуфран» («Послание о помиловании»).

Цель написания цикла "Лузумийят", как определил ее сам Абу-ль-Аля в предисловии, была достаточно скромной: во-первых, отказ "от всяческой лжи в стихах" и затем - создание книги, в которой бы "рифмы располагались в алфавитном порядке, так, чтобы не была пропущена ни одна буква". "Отказ от лжи" означал прежде всего отказ от всех традиционных жанров, поскольку каждый из них заключал в себе хоть малую толику лжи.

Стихи прежде всего должны быть правдивы, говорит Абу-ль-Аля, и это возможно, невзирая на многовековую привычку поэтов ко лжи. Содержанием своих стихов Абу-ль-Аля отныне провозгласил только правду, что само по себе было новшеством, и форма их также необычна - под "обязательностью необязательного" имеется в виду главным образом система рифмовки: рифмуются не только последние слоги, но и предпоследние и даже третьи от конца, соблюдается глубокая внутренняя рифма, что требовало виртуозного мастерства, но считалось необязательным по правилам традиционного стихосложения. У поэтов и до аль-Маарри встречалась внутренняя рифма, но нигде она не возводилась в систему и никто ей не следовал так неукоснительно.

Поэт призывает "руководствоваться указаниями разума", который поведет читателя к размышлениям над основными вопросами бытия. Абу-ль-Аля не философ, поэтому не следует искать в его стихах изложение какой-либо завершенной философской системы, он словно пробным камнем испытывает истинность каждого учения и беспощадно показывает его противоречия и изъяны. Суждения его смелы и бескомпромиссны, лишены снисхождения к "святости", древности, традиции и привычности. Не всегда легко следить за противоречивыми, часто имеющими скрытый смысл, или ироническими высказываниями Абу-ль-Аля. Несомненно одно - он все же верил в силу разума, нашего "единственного надежного поводыря", верил в силу страстного слова, верил, что с помощью искусства можно хотя бы немного улучшить природу человека, сделать его добрее, чтобы душа не была в постоянном разладе с телом и не стремилась покинуть его раньше срока. Вероятно, мысль о вынужденном пребывании души в немощном и подверженном слабостям теле стала для поэта если не философским, то, по крайней мере, эмоциональным, глубоко пережитым убеждением. Он не раз говорил: мощный дух томится в слабом теле и гибель этого тела сулит духу лишь освобождение от телесных и нравственных страданий.

В подобном мире обесценены все достоинства и труды человека и получает полную свободу злобный рок, в вихре которого человек превращается в беспомощную игрушку. Торжественно и мрачно звучат стихи "Лузумийят", словно автор, приподняв таинственную завесу, показывает нам полные ужаса апокалипсические сцены всеобщего разрушения мира и повсеместного торжества зла. Стихи "Лузумийят" - новый жанр в арабской поэзии, который стоит особняком, так же как ни с кем из арабских поэтов, даже очень талантливых, не сравнима титаническая фигура слепца из Маарры.

Аль-Маарри издевается над примитивными представлениями о рае и аде, изображает несколько "раев": рай - для поэтов низшего ранга, писавших в размере раджаз, рай для правоверных джиннов, где все не так уж роскошно, и райские сады высшего разряда. Небесное "царство прощения" оказывается неким перевернутым или отраженным "земным царством", и там тоже властвуют произвол, несправедливость, лицемерие, подкуп и безбожие.

Аль-Маарри - чрезвычайно сложная личность и не менее сложный автор. Его проза и стихи полны такого яростного стремления к "чистой" вере и искренности, что давали повод обвинить его в ереси и безбожии. Он достиг такого мастерства, что пишет книги целиком рифмованной прозой, составляет стихотворный цикл с внутренней рифмой "на все буквы алфавита" и вместе с тем возводит в принцип искренность и правдивость поэтических образов.

О великом слепце из Маарры писали и средневековые биографы, и современные авторы в арабских странах, да и во всем мире, пытаясь разобраться в его творчестве и объяснить его. Но стихи и проза Абу-ль-Аля настолько многозначны, что поддаются самому разнообразному истолкованию, и читатели каждой эпохи могут понять их по-новому, ибо мысли, заключенные в них, вечны и близки всем, кто когда-либо задумывался о смысле жизни.

Источник
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
От взора свет бежит. Сиянье меркнет. Вера
Вооружение лжеца и лицемера.

Ужель прольется дождь небесных благ для тех,
Кто забывает стыд среди земных утех?

О лживый мир! А мы не знали, что в мечети
Безгрешны все подряд, как маленькие дети!

О жалкая земля, обитель горя, плачь!
Тебя хулил бедняк и посрамлял богач.

О вы, обман и ложь призвавшие в подмогу!
Поистине из вас никто не близок богу.

Когда бы по делам господь судил людей,
Не мог бы избежать возмездия злодей.

А сколько на земле мы видели пророков,
Пытавшихся спасти людей от их пороков,

И все они ушли, а наши беды - здесь,
И ваш недужный дух не исцелен поднесь,

Так предопределил господь во дни творенья
Созданьям рук своих, лишенным разуменья.
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
Восславим аллаха, кормильца земли!
Отвага и стыд от людей отошли.

Для щедрого сердца в смертельной болезни
Могильный покой всех бальзамов полезней.

Опеку возьму я над опекуном -
Душой, обитающей в теле моем.

И денно и нощно в толпе правоверных
Искал я молящихся нелицемерных.

Нашел я, что это бессмысленный скот,
Который вслепую по жизни бредет.

А кто похитрее, тот с видом пророка
В гордыне великой вознесся высоко.

Посмотришь, одни - простецы и глупцы,
Другие - обманщики и хитрецы.

Невежество за благочестье сочли вы?
Тогда и ослы ваши благочестивы,

Чесоточные, под ветрами степей,
Они, безглагольные, вас не глупей.

Мы нищие люди: то рвань, то заплаты...
Но всех на поверку беднее богатый.

Мы смерть ненавидим и в жизнь влюблены,
А радостью любящих обойдены.

При жизни мы верных друзей не встречали,
По смерти мы внемлем притворной печали.

Познало бы солнце, что блещет впотьмах,
Жалело бы о расточенных лучах.
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
Ученых больше нет, и мрак объемлет нас,
А человек простой в невежестве погряз,

Приметных некогда, как вороные кони,
Наставников лишась в годину беззаконий.

И жены и мужи, мы все до одного -
Рабы ничтожные для бога своего.

Ему подвластно все: и месяц, и Плеяды,
И полная луна, и горные громады.

Звезда Полярная, созвездье Льва, заря,
И солнце, и костер, и суша, и моря.

Скажи: "Велик господь, исток добра и света!" -
Тебя и праведник не упрекнет за это.

О брат, недолго мне терпеть земную боль.
У неба испросить прощенья мне позволь!

Ты скажешь: праведность. Но это только слово.
Есть лица, имена - и ничего другого.

Хадисы вымыслил обманщик в старину,
Чтоб, ради выгоды, умы держать в плену.

Взгляни на сонмы звезд. По мне, узоры эти -
Судьбою над людьми раскинутые сети.

Дивлюсь: невыносим судьбы железный гнет,
Один ее удар сильнейшим спину гнет.

А людям невдомек, что смерть играет ими,
Когда горбы могил встают над их родными.

Неправда на земле царит с начала дней
И в ярости казнит мудрейших из людей.

От смерти, Асами, бежать не стоит в горы:
Непререкаемы у смерти приговоры.

Четыре составных слились в живую плоть,
Одна стремится часть другие побороть;

Здорова плоть, когда в ладу они друг с другом,
А несогласье их предшествует недугам.

Наш век и нем и груб; напрасно хочешь ты
Понять невнятные сужденья немоты.

Жизнь - полосы ночей, сменяющихся днями:
Змея двуцветная, ползущая за нами,

Пред смертью мы в долгу; в определенный час
Заимодавица всегда находит нас.

Из чистого ключа спешит напиться каждый
С тех пор, как в оны дни погиб Кааб от жажды.

И лилии садов, и мирные стада,
И стаи хищные равно поит вода.

Когда бы дел своих последствия мы знали,
Как воду, кровь тогда мы лили бы едва ли.

Кто сострадателен от первых лет своих,
Тот сострадания достойней остальных.

Мы правды не хотим и гневно хмурим брови,
Когда нам говорят, что грех у нас в основе.

Адам, я вижу твой поросший шерстью лоб
И Еву из числа пятнистых антилоп.

Мы - пища времени. Никто в заботах света
Не плачет над конем разбойного поэта.

Мир в замешательстве, как зверь в морских волнах,
Как птица в грозовых кипящих облаках.

Душистый аль-бахар, питомец мирной лени,
Шипами защищен от наших покушений.

Жизнь - быстролетный миг, и мало смысла в том,
Что колят нас копьем и рубят нас мечом.

В ком сердце черное, тот черен сам и слуха
Лишен, тогда как я - всеслышащее ухо.

Ты выпустил стрелу, попала в цель стрела,
Зато душа твоя до цели не дошла.

Рок благородного ввергает в море бедствий.
Так сиротою Амр остался в раннем детстве.

Главою крепости был Самуил-поэт,
Она еще стоит, а Самуила нет.

На собеседника Плеяда перст уставит,
И смерть ваш разговор прервать его заставит.

Персты шести Плеяд, причастных небесам,
О силе божией свидетельствуют нам.

Разумный человек - безумного подобье,
Все беды для него судьба готовит в злобе.

В могиле мать и дочь. Коса расплетена...
Коса заплетена... Но смерти смерть равна.

Видения весны кромешной белизною
И адской чернотой подменит время зноя.

Пересекающий безводные края,
Ведущий к смерти путь возненавидел я.

Окрест ни шороха, ни дружественной речи,
Мой путь - двуострый меч, всегда готовый к сече.

Зачем же благ земных не делит с бедным тот,
Кто вдоволь ест и пьет и в роскоши живет?
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
Добивается благ только тот, кто привык
Постоянно держать за зубами язык.

Обернется грехом торопливая речь,
А молчанью дано от греха уберечь.

Если низкий вознесся превыше горы,
То высокий - посмешище смутной поры.

Ты, что хочешь бежать от невзгод, не спеши!
Что ни дом - ни одной беспечальной души.

Нет под кровлями необесчещенных жен.
Сын Адама багряным вином опьянен.

Скоро в рубище жалком правитель страны
Снидет в царство, где нет ни дворца, ни казны.
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
Уединись! Одинок твой создатель поистине.
В дружбе царей не ищи утешительной пристани!

Ищет приятелей бедность, но если их нет,
Юноше легче уйти от пороков и бед.

Чтоб вам пропасть, дни глухие и ночи кромешные,
Род мой ничтожный, мужчины и женщины грешные!

О, умереть бы младенцу в пеленках, пока
Он из сосцов роженицы не пил молока!

Вот он - живет и клянет ее без языка еще:
"Горе одно я принес ей, безвинно страдающей!"
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
Когда в науке нет ни сердцу обороны,
Ни помощи уму - пускай умрет ученый!

Судьбы не изменить: ее судил Аллах,
И мудрость мудрецов развеялась как прах.

Не может человек бежать велений бога,
От неба и земли отвлечься хоть немного.

По торному пути покорным чередом -
Почивших правнуки - мы к пращурам идем.

Давно я не дивлюсь тому, что пресыщенье
И муки голода - в противоположенье.

Стреляю, но врага щадит моя стрела,
Зато стрела судьбы мне прямо в грудь вошла.

В побеге лиственном сокрыта кость людская,
И кровь от корня вверх течет, не иссякая.

Зло не смыкает глаз и головы сечет,
Как предугадывал разумный звездочет.

Растратив золото на щедрые даянья,
Великодушие лишается признанья.

Жизнь порождает страх, и люди, как во сне,
Летят во весь опор у страха на спине.

Проснитесь наконец, обманутые дети!
Вы слепо верите лжецам былых столетий.

Корыстолюбие, не знавшее препон,
В могилу их свело, и умер их закон.

Они твердили нам, что близок день последний,
Что свет кончается,- но это были бредни,

Но это ложь была! Не слушайте речей
Извечной алчностью палимых главарей!

И ближний, как чужак, порой наносит рану.
Благоразумие да будет вам в охрану.

Я сердце оградил от радостей земных,
Когда увидел смерть в числе врагов своих.
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
О земные цари! Вы мечтаете смерть обмануть,
Но коварством и злобой означили жизненный путь.

Что же истинной доблести вы не спешили навстречу?
Даже баловень женский порой устремляется в сечу.

Люди верят, что будет наставник ниспослан судьбой,
Чья высокая речь зазвучит над безмолвной толпой.

Не томись в ожиданье, надежду оставь, земножитель!
Для тебя твой рассудок - единственный руководитель.

Он во благо тебе, чти его справедливый устав
И в скитаньях своих, и на якорь у пристани став.

Это множество сект для того существует на свете,
Чтоб царей и рабов завлекать в хитроумные сети.

Люди чашами пьют наслаждений губительных яд,
Ни смиренницы юной, ни гордой жены не щадят,

Как восстания зинджей жестокий главарь или злобный
Вождь карматский... Поистине все на земле им подобны.

Удались от людей, только правду одну говорящий,
Ибо правда твоя для внимающих желчи не слаще.
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
В Египте - мор, но нет на свете края,
Где человек живет, не умирая.

Рассудок наш у смерти на виду
Пытается предотвратить беду.

Какой араб, иль перс, иль грек лукавый
В расцвете сил, величия и славы -

Пророк иль царь - остался невредим,
Когда судьба открылась перед ним?

Закон стрелы: лететь быстрей, чем птица,
Щадить стрелка и крови не страшиться.

Спиной, как беззащитные рабы,
Мы чувствуем следящий взор судьбы.
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
Разумные созданья бессмертного творца
Идут путем страданья до смертного конца.

И смертным смерть вручает подарок дорогой:
Наследникам - наследство, покойнику - покой.
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
Подобно мудрецам, и я теперь обрушу
Разгневанную речь на собственную душу.

Из праха плоть взята и возвратится в прах,
И что мне золото и что стада в степях?

О низости своей толкует жизнь земная
На разных языках и, смертных удивляя,

Разит без промаха своих же сыновей.
Мне, видно, суждено не удивляться ей.

Я жил - и жизнью сыт. Жизнь - курица на блюде,
Ho в сытости едой пренебрегают люди.

У жизнелюбия - причина слез во всем:
И в солнечных лучах, и в сумраке ночном.

От вздоха первого в день своего рожденья
Мы все торопимся ко дню исчезновенья...

Верблюды и быки спешат на водопой
Прямой, проверенной и правильной тропой.

И как путем кривым идти не страшно людям
Под копьями судьбы, нацеленными в грудь им?

Мне опротивел мир и мерзость дел мирских,
"Я вырваться хочу из круга дней своих.

Отбрось тяжелый меч и щит свой бесполезный.
Смерть опытней тебя. Она рукой железной

И голову снесет, и в цель стрелу пошлет,
И распылит войска - непрочный твой оплот.

Она взыскует жертв и насыщает щедро
Телами нашими земли немые недра.
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
На свете живешь, к наслаждениям плоти стремясь,
Но то, что приносят тебе наслаждения,- грязь.

Измыслил названия, сушу и воды нарек,
И месяц, и звезды... Но как ты солгал, человек!

Тот взор, что на солнце порочная плоть возвела,
К земле многогрешной притянут веревками зла.
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
Так далеко зашли мы в невежестве своем,
Что мним себя царями над птицей и зверьем;

Искали наслаждений в любом углу земли,
Того добились только, что разум растрясли;

Соблазны оседлали и, бросив повода,
То вскачь, то рысью мчимся неведомо куда.

Душа могла бы тело беречь от всех потерь,
Покуда земляная не затворилась дверь.

Учи тому и женщин, чье достоянье - честь,
Но будь поосторожней! Всему границы есть.

Прелюбодейка спрячет под платом уголь глаз,
И верная откроет свое лицо подчас.

Дни следуют за днями, а за бедой - беда.
От зла на белом свете не скрыться никуда.

Гостить у нас не любят ни тишь, ни благодать;
Того, что ненавистно, от нас не отогнать.

Порой благодеянье ущерб наносит нам,-
Тогда врагов разумно предпочитать друзьям.

Приди на помощь брату, когда он одинок.
Душе во благо веет и слабый ветерок.
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
Так далеко зашли мы в невежестве своем,
Что мним себя царями над птицей и зверьем;

Искали наслаждений в любом углу земли,
Того добились только, что разум растрясли;

Соблазны оседлали и, бросив повода,
То вскачь, то рысью мчимся неведомо куда.

Душа могла бы тело беречь от всех потерь,
Покуда земляная не затворилась дверь.

Учи тому и женщин, чье достоянье - честь,
Но будь поосторожней! Всему границы есть.

Прелюбодейка спрячет под платом уголь глаз,
И верная откроет свое лицо подчас.

Дни следуют за днями, а за бедой - беда.
От зла на белом свете не скрыться никуда.

Гостить у нас не любят ни тишь, ни благодать;
Того, что ненавистно, от нас не отогнать.

Порой благодеянье ущерб наносит нам,-
Тогда врагов разумно предпочитать друзьям.

Приди на помощь брату, когда он одинок.
Душе во благо веет и слабый ветерок.
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
Так далеко зашли мы в невежестве своем,
Что мним себя царями над птицей и зверьем;

Искали наслаждений в любом углу земли,
Того добились только, что разум растрясли;

Соблазны оседлали и, бросив повода,
То вскачь, то рысью мчимся неведомо куда.

Душа могла бы тело беречь от всех потерь,
Покуда земляная не затворилась дверь.

Учи тому и женщин, чье достоянье - честь,
Но будь поосторожней! Всему границы есть.

Прелюбодейка спрячет под платом уголь глаз,
И верная откроет свое лицо подчас.

Дни следуют за днями, а за бедой - беда.
От зла на белом свете не скрыться никуда.
<br>
Гостить у нас не любят ни тишь, ни благодать;
Того, что ненавистно, от нас не отогнать.

Порой благодеянье ущерб наносит нам,-
Тогда врагов разумно предпочитать друзьям.

Приди на помощь брату, когда он одинок.
Душе во благо веет и слабый ветерок.
 
Последнее редактирование:

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
Муж приходит к жене, ибо страсть отягчает его,
Но от этого третье родится на свет существо.

И пока девять месяцев будут друг друга сменять,
Истомится под бременем тяжким страдалица мать.

К тем извечным стихиям она возвратится потом,
От которых мы все родословные наши ведем.
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
Сыны Адама с виду хороши,
Но мне по нраву - ни одной души,

Отрекшейся от суеты сует
И алчностью неодержимой, нет.

Я камень всем предпочитаю: тот
Людей не притесняет и не лжет.
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
Если в нашем кочевье объявится мудрый ар-раид,
Кто в награду его не приветит и не обласкает?

Он сказал бы: "Вот земли, где колос недугом чреват,
Где в колодцах отрава, и влага источников - яд.

Здесь мучительна жизнь. Как ни бились бы вы, все едино,
Вам не будет пощады. Взыскуйте иного притина.

Уходите отсюда! Примите разумный совет,
Ибо здесь не бывает ни часа без горя и бед.

Ускоряйте шаги! Путь спасения вам не заказан.
Люди, я вам не лгу, я веревкой неправды не связан".
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
В обиде я на жизнь иль не в обиде,
Но смерть свою приму я ненавидя,

Столь грозной силе все же не перечу
И терпеливо движусь ей навстречу.

Уйду - и все несчастья и тревоги
Останутся на жизненной дороге.

Я - как пастух, покинутый в пустыне,-
Забочусь о чесоточной скотине,

Как дикий бык, лишенный прежней мощи,
Ищу губами хоть травинки тощей.

Но вскоре у забвения во власти
Я распадусь на составные части,

Не знаю дня такого, чтобы тело
Помолодело, а не постарело.

И у меня, о дети Евы, тоже
Проходит страх по ежащейся коже.

Непритупленный меч, готовый к бою,
Навис и над моею головою.

Удар меча тяжел, но смерть в постели,
А не в сраженье во сто раз тяжело.

С природой нашей вечное боренье
Приводит разум наш в изнеможенье.

Я заклинаю: встань, жилец могилы,
Заговори, мой брат, немой и хилый,

Оповести неопытного брата -
Какими хитростями смерть богата?

Как птичью стаю сокол бьет с налета,
Так на людей идет ее охота.

Как волк бродячий режет скот в загоне,
Так смерть - людей в юдоли беззаконий.

Ее клеймо - на стае и на стаде,
Она не слышит просьбы о пощаде.

Я думаю, все небо целокупно
У смерти под рукою неподкупной.

Настань их время - звезд не сберегли бы
В своих пределах ни Весы, ни Рыбы.

Все души зрит ее пустое око
Меж точками заката и востока.

Подарком не приветив человека,
Смерть входит в дом араба или грека

И, радуясь, не отвращает лика
От смертной плоти цвета сердолика.

Она - любовь. У любящих в природе
Пренебреженье к прежней их свободе.

Ушедших не тревожит посетитель:
Удалена от мира их обитель.

И я гордился черными кудрями,
Как черный ворон черными крылами.

Но жизнь прошла, и старость поразилась:
Как в молоко смола преобразилась?

Бурдюк с водой - и ничего иного
Нет у меня для странствия ночного.
 

Void

Виртуозы
Регистрация
2 Фев 2013
Сообщения
518,645
Сколько было на свете красавиц, подобных Плеядам,
А песок и для них обернулся последним нарядом.

Горделива была, отворачивалась от зеркал,
Но смотреть на нее - другу я бы совета не дал.

Поистине, восторг - души моей природа,
Я лгу, а ложь душе - напиток слаще меда.

Есть у меня господь, и если в ад сойду,
Он дьяволу меня терзать не даст в аду,

И жить мне повелит средь белых лилий рая,
Где сладкая вода течет, не убывая.

Тогда помои пить не мне в аду на дне,
Смолу на темя лить никто не будет мне.
 
Сверху